Вопросы психологии

Содержание за 1999
 
Содержание   6 Вернуться к периодике
 

№6 ноябрь - декабрь 1999
I. Возрастная и педагогическая психология.
 Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности.
Участниками данного лонгитюдного эксперимента стали первоклассники. При исследовании использовали метод экспериментальных оценок, при котором обработка первичных данных позволила выделить 4 группы детей: " группа прорыва ", " резерв группы прорыва ", " трудолюбивые " и " непроявившие себя " и последующее выяснение того, какие  индивидуальные особенности детей преобладают  в группах, исходно различающихся по характеру включенности в совместно-распределенную деятельность класса.

Смирнова Е.О., Собкин В.C. и др. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье.
Исследование проводилось в двух группах детей: живущих в полной и неполной семье на основе анализа детских рисунков  "моя семья". Полученные результаты могут свидетельствовать о существенных различиях в эмоциональном самоощущении детей, растущих в полных и неполных семьях. При чем эти различия зависят от пола ребенка (особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью).

Луковцева З.В., Баз Л.Л. "Психическое развитие недоношенного младенца".
В статье делается вывод о том, что психическое развитие недоношенных младенцев находится под воздействием многообразных, тесно взаимосвязанных детерминирующих факторов (неспецифических и специфических, которые в свою очередь делятся на биологические и психосоциальные), определяющих его специфичность.

Щебланова Е.И. ''Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников''.
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования особенностей когнитивного и некогнитивного личностного развития умственно одаренных учащихся в период их обучения с 9 по 11 класс средней школы сравнительно сих обычными сверстниками.

Фридман Л.М. ''Еще один взгляд на феномен Пиаже''.
В статье анализируется работа Маргарет Доналдсон ''Мыслительная деятельность детей'', где она рассматривает и критикует теория Ж.Пиаже об эгоцентризме детей. В ходе работы над данной проблемой было теоретически и экспериментально показано, что прав был Ж.Пиаже, а не М.Доналдсон: дети дошкольного возраста, не прошедшие целенаправленного обучения, как правило, страдают эгоцентризмом.

Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка.
В данной работе с целью изучения социально-педагогических особенностей становления личности современного подростка был разработан специальный опросник. Входящие в него вопросы позволяли получить информацию о влиянии ведущих сфер жизни подростка на формирование его социальных отношений. Было выделено и рассмотрено пять основных сфер: семья, школа, референтная группа, интимно-личностное общение и зарождающаяся сегодня социально-экономическая деятельность.

II. Тематические сообщения

Знаков В.В. Макиавеллизм и феномен вранья.
В статье рассматривается социокультурный феномен вранья, типичный для российского самосознания и вместе с тем, неразрывно связанный с особенностями личности врунов, и понятие ''макиавеллизма'', являющееся важнейшей категорией, с помощью которой можно многое понять в психологической сути обсуждаемого феномена. А также приводятся отличительные признаки вранья.

Завершнева Е.Ю. Превращение формы в теории архетипов К.Г.Юнга.
В статье рассматривается понятие ''превращенная форма'' и ее основные характеристики, а также основные черты  архетипа, соответствующие этим характеристикам. Приводятся две группы факторов, подкрепляющих теорию архетипов. А также делается вывод  о том, что анализ теории архетипов К.Г.Юнга позволяет утверждать, что психический объект, определяемый понятием ''архетип'', соответствует по всем основным признакам классу превращенных объектов.

Симоненко С.И. Поведение человека в процессе отборочного интервью как фактор, вызывающий доверие.
В статье приводятся выделенные автором четыре типа информационных сообщений, которые при раскрытии требуют, в силу своей значимости, доверительного отношения к партнеру по общению, а также предложенные Л.Рэй четыре уровня вопросов, способствующих установлению доверия в процессе собеседования и получению от кандидата более глубинной и правдивой информации. Рассматриваются ошибки, которым по мере развития коммуникативного процесса, все больше подвержен интервьюер.

Адрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса.
Главной целью данного исследования являлась эмпирическая проверка гипотезы о том, что процесс невербальной коммуникации протекает в соответствии с моделью стратегической обработки паралингвистического дискурса. А рассматриваются методологические проблемы исследования невербальной коммуникации.

Адаскина А.А. Особенности проявления  эстетического отношения при восприятии действительности.
Данное исследование посвящено проверке предположений, распространенных в искусствоведении и педагогике искусства: что дети и художники-профессионалы имеют ряд общих психологических черт, таких как ''свежесть восприятия'', ''острота взгляда'', ''непредвзятость'', ''яркость впечатлений'' (речь идет о присущих детям особенностях восприятия окружающей жизни).

III. Памятные даты (к 120-летию со дня рождения Г.Г. Шпета)
 
Зинченко В.П. “Г.Г. Шпет и М.М. Бахтин (оппоненты или единомышленники?)”.
В статье приводится заочный диалог Шпета и Бахтина о личности, о Я, об их “предметности”, “вещности”, которая преследует, помимо познавательной, определенную прагматическую цель. Этот диалог нужно рассматривать как своего рода обращение к психологам, к их личной ответственности.

Марцинковская Т.Д. “Проблема эстетических переживаний в концепции “психологии социального бытия” Г.Г. Шпета”.
В статье рассматриваются те проблемы и вопросы, которые ставил перед собой Г.Г. Шпет. Среди этих вопросов – проблемы социализации и инкультурации человека, изучение роли искусства, творческой деятельности и эстетических переживаний в процессе формирования его личности.

IV. Экспериментальные исследования

Корнилова Т.В. “ Индивидуальные категоризации субъективного риска”.
Целью работы стало выявление структур индивидуального сознания личности, отражающих значимость для неё оснований принятия или отражения разных видов профессиональных рисков и их субъективной категоризации с точки зрения допустимости для себя.


Содержание   6
 
Главная страница
Цели НСК
Вестник НСК
Новости
 Календарь
Периодика
 Организации
Статьи 
НСК в лицах
История