Школьный психолог

Содержание за 2000
 
Содержание 5, 7 Вернуться к периодике

№5 февраль 2000

Что вызывает ужас у заключенных.
Статья об использовании разработок бихевиористов в репитепциарной системе США. Программа модификации поведения, в которой нашел свое воплощение бихевиористский принцип подкрепления, включала в себя: использование сильнодействующих лекарственных препаратов (вызывающих временные сердечно-сосудистые нарушения, остановку дыхания и др.), сенсорную депривацию, удары током.
14 февраля 1974г. использование этих методов в исправительных заведениях было запрещено. Американской психологической ассоциацией была создана специальная комиссия для анализа издержек внедрения в практику принципов подкрепления. Специальные исследования доказали не только негуманность , но и бесполезность такой практики . Также удалось доказать , что гораздо более эффективно поощрение позитивного поведения .

Сергей Степанов. Исследователь бесчувственного характера.
Автор статьи рассматривает исследования Джона Боулби, известного патолога, особое внимание которого привлекали проблемы психических травм в раннем возрасте, а также роль семьи в психическом развитии ребенка. Исследуя несовершеннолетних преступников, а затем детей, оторванных от своих семей и лишенных контактов с матерью. Боулби сделал заключение: ребенок в раннем возрасте должен воспитываться в атмосфере эмоционального тепла и быть привязанным к матери на основании интимных и стойких эмоциональных связей. Ситуация, при которой ребенок страдает от нарушения такой эмоциональной связи, серьезно подрывает его психическое здоровье. В последующих исследованиях было установлено, что некоторые дети проявляют удивительную устойчивость к неблагоприятным условиям депривации и в целом развиваются вполне нормально.

Анатолий Белоусов "Развитие через преодоление".
В статье рассматриваются страхогенные ситуации различного характера, связанные с риском, которые не редко возникают на занятиях физической культурой. Выделяются различные компоненты в чувстве страха перед физическими упражнениями, негативно влияющим на развитие личности ребенка, но преодоление, которого способствует укреплению всех волевых качеств. Автор описывает типологию занятий физкультурой в школе, основанную на приведенных выше положениях.
4.Евгений Волков "Обманы вокруг нас. Из цикла о психологической (без)опасности".
Автор считает опасность психологического насилия и манипулирования совершенно реальной. Значительная доля психологической опасности, по мнению автора, вытекает из особенностей психики человека. Можно сказать, что люди опасно недооценивают силу влияния как различных ситуаций, так и других людей.
В статье содержится множество примеров из реальной жизни, а также автор предлагает нам свой вариант выживания в условиях постоянной опасности.

Марина Битяпова. Сочетание переменных.
Автор выделяет в родительской позиции две важнейшие переменные эмоциональное принятие и контроль.
Первая переменная имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения до трех лет. С точки зрения Бреди на этом этапе можно выделить 4 типа материнского отношения к младенцу.
Вторая переменная - контроль.
В статье приведены интересные данные касающиеся влияния разных видов контроля на личностное развитие детей, полученные Боумрипом. На основе этих данных сделан вывод о том, что зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью.
В статье рассматривается место воспитательного процесса в системе жизненных ценностей взрослого и приводятся примеры желательных вариантов воспитания.
В газете опубликован плакат, иллюстрирующий различные стили родительского поведения и тест – опросник Сергея Степанова, позволяющий родителям определить свой стиль.

Александр Шмелев. Как люди обманывают тесты, или что такое достоверность?” (из цикла “Критерии научности в тестологии”).
Достоверность – особое свойство, которому должны удовлетворять научно обоснованные тесты. Особое внимание в статье уделяется психодиагностике:
1. Использование вербальных методик
2. Особенности проективных тестов
3. Зависимость уровня точности от мотивации
4. Особенности проявления эффекта “купольной желательности”

Игорь Волков. Уровни профессионального самосознания учителя.
Автор рассматривает динамику профессионального самосознания учителя, которая   отражается в прохождении следующих уровней: регулятивно-прагматического,    эгоцентрического, стереотипно-зависимого и субектно-универсального.
Все эти уровни подробно описаны в статье и проиллюстрированы примерами из школьной жизни.


№7 февраль 2000
М. Сартан. О мужчинах без мужчин. с.1.
Мужчина? Значит – воин. И наоборот: воин – значит, мужчина. таков всеобщий стереотип, и жизнь веками ему вполне соответствовала. Поэтому автор и поднимает проблему воспитания мальчиков: доминирование женщин в семье и в школе и, как следствие, неосознанное (а иногда и осознанное) стремление воспитать всех детей по одному типу – женскому.

С. Степанов. Г.С. Холл. с.3.
Статья посвящена жизни и деятельности американского психолога, одного из основоположников педологии, стороннику экспериментальной педагогики Г.С. Холлу, его вкладу в психологию.

С. Степанов. В поисках смысла и человека. с.4-5.
В статье рассказывается о становлении и развитии гуманистической психологии, о проблемах которые ставятся перед этим подходом. В ней упоминаются представители этого подхода и их основные работы.

Е. Волков. Подарок с нагрузкой. с.6.
Психологическое взяточничество распространено намного шире, чем взятки деньгами или борзыми щенками. Надо только учитывать, что в обычном случае взяточник знает, что делает, а психологическое манипулирование делает человека взяточником вынужденным и неосознанным.
 
И. Соловьева, Е. Павлова. Один на улице. с.8-9.
В статье представлена программа мини-тренинга безопасного поведения для учащихся начальных классов, включающая в себя шесть ситуаций, в каждой из которой участвуют и дети, и учитель (ведущий).

О. Орлова. Есть ли правильный ответ? с.10.
Автор перед читателями и перед самим собой ставит риториче-ский вопрос: “Кто Я?” Кто такой педагог-психолог? А что если это тот, кто перестал быть педагогом, но не стал психологом?

Н. Пряжников. Выбираем профессию вместе. с.12.
Психологи отмечают, главная задача школы – не передача знаний, а формирование у школьников смысловой картины мира, того мира, где они собираются жить и самоопределяться.


Содержание 5, 7
 
Главная страница
Цели НСК
Вестник НСК
Новости
 Календарь
Периодика
 Организации
Статьи 
НСК в лицах
История