О педагогике
С.В. Кульневич ставит перед своими читателями
вопрос: «можно ли говорить о педагогике как о науке, когда в среде самих
педагогов она зачастую рассматривается как искусство, или как нечто производное
от философии, психологии, социологии, или просто как лженаука?» (3–с.8).
Сам автор, отвечая на вопрос, говорит, что философ, психолог и гигиенист
реализуют те же функции, что и педагог, но каждый из них является прежде
всего специалистом в своей деятельности. Возникает вопрос о том, какое
место занимает педагогика среди других наук и какова специфическая область
изучения педагогической науки? Чтобы определить специфическую область изучения
науки, необходимо рассмотреть объект и предмет изучения.
В соответствии с объектом науки делятся на
естественные и гуманитарные. Педагогика является наукой прикладной и в
своем теоретическом основании содержит и использует данные ряда наук как
естественного, так и гуманитарного характера, среди них философия, психология,
физиология, социология и другие науки о человеке и обществе. Объект изучения,
таким образом, является общим для ряда антропологических наук, если педагогика
рассматривает человека с той его стороны, с какой рассматривают его другие
науки, это станет очевидным при определении предмета педагогики.
Согласно мнению С.В.Кульневича, предметом
педагогической науки является изучение становления личности учителя и ученика
под влиянием разнообразных факторов для последующего ненасильственного
управления этими процессами, т.е. изучение процессов, происходящих в школьной
действительности (3-с.9).
Вероятно, можно полагать, что школьная действительность
подчинена тем же законам физической, социальной, биологической и психической
реальности, что и любая другая сфера человеческой жизнедеятельности. Было
бы неверным полагать, что личность человека в школе должна изучать одна
наука, а вне стен школы – другая, что физическое, социальное и психическое
развитие человека подчиняется в школе одним законам, а вне ее другим. В
противном бы случае должны были бы существовать науки, изучающие становление
личности в семье, во дворе, в спортивном клубе и т.д. Если бы рассмотрение
личности в школе привело нас к такому знанию о ней, которое бы противоречило
бы концепциям личности в философии и психологии, можно было бы усомниться
в достоверности знаний этих наук. Этого не происходит в силу того, что
данные науки содержат знания объективного характера, т.е. не исчерпываются
представлением о личности лишь как одной из составляющих школьной действительности.
В соответствии с этим, школьная действительность
может выступать как одна из сфер, в которых пребывает объект исследования,
а педагогика может являться одной из прикладных отраслей различных наук
о человеке и обществе, например, в виде педагогической психологии, педагогической
философии, педагогической социологии. Великий русский мыслитель прошедшего
столетия С.И.Гессен называл педагогику прикладной философией, а теоретическими
основами педагогики считал психологию и физиологию. (2-с.98).
Возможно ли определить педагогику как самостоятельную
науку? Для этого необходимо определиться в том, что есть наука.
Наука – сфера деятельности, основная функция
коей – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно
построение образа мира – научная картина мира и способов взаимодействия
с миром – научносообразная практика. Тело науки составляют законы, формируемые
в рамках определенных теорий (1-с.331).
Так как педагогика – наука прикладная, а ее теории разработаны философами,
психологами, социологами и другими специалистами, то тело педагогической
науки оказывается заимствованным по частям у других наук. В том же случае,
когда педагогические теории и достижения различных авторов-новаторов не
вытекают из знаний других наук, а происходят из школьной практики, можно
говорить лишь о личностных профессиональных успехах, о субъективном опыте,
но не об объективных знаниях. Поэтому так часто авторские достижения не
удается повторить последователям и приверженцам этих концепций.
На вопрос, можно ли считать педагогику наукой,
так как она все же «прикладывает» знания других наук, допустимо ответить
вопросом: не разумнее ли доверить это специалистам, и преподавание будущим
учителям педагогики заменить увеличением объема знаний основ педагогики,
т.е. философии, психологии, социологии и других наук о человеке и обществе?
Литература
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1998.
2. Заварзина Л.Э. Педагогика: исторические портреты. Воронеж, 1997.
3. Кульневич С.В. Педагогика личности. Ч. 4. Воронеж.