О педагогике
Пеньков Алексей
     С.В. Кульневич ставит перед своими читателями вопрос: «можно ли говорить о педагогике как о науке, когда в среде самих педагогов она зачастую рассматривается как искусство, или как нечто производное от философии, психологии, социологии, или просто как лженаука?» (3–с.8). Сам автор, отвечая на вопрос, говорит, что философ, психолог и гигиенист реализуют те же функции, что и педагог, но каждый из них является прежде всего специалистом в своей деятельности. Возникает вопрос о том, какое место занимает педагогика среди других наук и какова специфическая область изучения педагогической науки? Чтобы определить специфическую область изучения науки, необходимо рассмотреть объект и предмет изучения.
     В соответствии с объектом науки делятся на естественные и гуманитарные. Педагогика является наукой прикладной и в своем теоретическом основании содержит и использует данные ряда наук как естественного, так и гуманитарного характера, среди них философия, психология, физиология, социология и другие науки о человеке и обществе. Объект изучения, таким образом, является общим для ряда антропологических наук, если педагогика рассматривает человека с той его стороны, с какой рассматривают его другие науки, это станет очевидным при определении предмета педагогики.
     Согласно мнению С.В.Кульневича, предметом педагогической науки является изучение становления личности учителя и ученика под влиянием разнообразных факторов для последующего ненасильственного управления этими процессами, т.е. изучение процессов, происходящих в школьной действительности (3-с.9).
     Вероятно, можно полагать, что школьная действительность подчинена тем же законам физической, социальной, биологической и психической реальности, что и любая другая сфера человеческой жизнедеятельности. Было бы неверным полагать, что личность человека в школе должна изучать одна наука, а вне стен школы – другая, что физическое, социальное и психическое развитие человека подчиняется в школе одним законам, а вне ее другим. В противном бы случае должны были бы существовать науки, изучающие становление личности в семье, во дворе, в спортивном клубе и т.д. Если бы рассмотрение личности в школе привело нас к такому знанию о ней, которое бы противоречило бы концепциям личности в философии и психологии, можно было бы усомниться в достоверности знаний этих наук. Этого не происходит в силу того, что данные науки содержат знания объективного характера, т.е. не исчерпываются представлением о личности лишь как одной из составляющих школьной действительности.
     В соответствии с этим, школьная действительность может выступать как одна из сфер, в которых пребывает объект исследования, а педагогика может являться одной из прикладных отраслей различных наук о человеке и обществе, например, в виде педагогической психологии, педагогической философии, педагогической социологии. Великий русский мыслитель прошедшего столетия С.И.Гессен называл педагогику прикладной философией, а теоретическими основами педагогики считал психологию и физиологию. (2-с.98).
     Возможно ли определить педагогику как самостоятельную науку? Для этого необходимо определиться в том, что есть наука.
     Наука – сфера деятельности, основная функция коей – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира – научная картина мира  и способов взаимодействия с миром – научносообразная практика. Тело науки составляют законы, формируемые в рамках определенных теорий (1-с.331).
Так как педагогика – наука прикладная, а ее теории разработаны философами, психологами, социологами и другими специалистами, то тело педагогической науки оказывается заимствованным по частям у других наук. В том же случае, когда педагогические теории и достижения различных авторов-новаторов не вытекают из знаний других наук, а происходят из школьной практики, можно говорить лишь о личностных профессиональных успехах, о субъективном опыте, но не об объективных знаниях. Поэтому так часто авторские достижения не удается повторить последователям и приверженцам этих концепций.
     На вопрос, можно ли считать педагогику наукой, так как она все же «прикладывает» знания других наук, допустимо ответить вопросом: не разумнее ли доверить это специалистам, и преподавание будущим учителям педагогики заменить увеличением объема знаний основ педагогики, т.е. философии, психологии, социологии и других наук о человеке и обществе?
Литература
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1998.
2. Заварзина Л.Э. Педагогика: исторические портреты. Воронеж, 1997.
3. Кульневич С.В. Педагогика личности. Ч. 4. Воронеж.


Главная страница
Цели НСК
Вестник НСК
Новости
 Календарь
Периодика
 Организации
Статьи 
НСК в лицах
История